Перевод больных из дома в хоспис – все ли проходит гладко?

Несмотря на то, что в США большая часть паллиативной помощи оказывается на дому, всё больше пациентов выражает желание отправиться в хопис и получить помощь в стационаре. Исследователи решили обратиться к вопросу – все ли проходит гладко при переводе пациента?

В исследовании участвовали пациенты, их семьи, а также междисциплинарные команды хосписов.

Исследователи собирали данные в одном из хосписов на северо-востоке США в течение 11 месяцев. В хосписе имелсястационарна20 коек и 400 пациентов состояло на учете. За это время исследователи поучаствовали в 18 переводах пациента и взяли 38 интервью у пациентов, их семей и работников хосписной службы.

В результате изучения были получены данные о том, что перевод из дома в хоспис совершался по трем причинам:

1. С целью разработки дальнейшего плана ведения больного, согласно вновь возникающим потребностям (например, оптимизация лекарственной терапии, смена способа введения препаратов);

2. Из-за выявления новых потребностей пациента (ухудшение симптомов, в первую очередь некупированный болевой синдром, неспособность семьи хорошо ухаживать за больным и регулярно давать ему лекарства);

3. В связи с необходимостью наблюдения за процессом оказания помощи. Все участники исследования сообщали, когда у пациента появлялись потребности в новых видах помощи. До тех пор, пока помощь могла оказываться пациенту на дому, он оставался дома, как только это становилось невозможным – его переводили в стационар.

В США все больше пациентов хописов заканчивают свою жизнь в стационаре. В 2011 году 26% неизлечимо больных пациентов ушли из жизни в хосписе. По этой причине все больше учреждений, оказывающих паллиативную помощь обзаводятся стационарами – собственными или на базе больницы.

74% пациентов хотят умереть дома, и только 53% действительно уходят из жизни у себя дома. При поступлении в стационар только 4,4% поступивших выражают желание окончить там жизнь, в реальности же умирают в хосписе 28% из них.

За время исследования наиболее частой причиной перевода пациента из дома в стационар было ухудшение состояния в виде травмы, симптомов не поддающихся контролю дома, и невозможность оказания полноценного ухода на дому.

Даже если изначально пациент и его семья планировали, что он останется дома, их мнение менялось при возникновении трудностей, и пациент переводился в стационар.

Как только пациента переводили в хоспис, его состояние оценивали и разрабатывали план дальнейшего ведения больного. Работники хосписа во всех случаях внимательно прислушивались к мнению пациента и его семьи. План по уходу за каждым пациентом обсуждался на общем собрании в хосписе 2 раза в неделю, иногда на формирование четкого плана уходили недели или месяцы.

Трудности, которые возникали дома наиболее часто:
- недостаточно материальных или человеческих ресурсов для ухода на дому,
- пациент и/или его семья отказывались от дополнительной помощи, которую предлагал хоспис,
- необходимость постоянной телефонной связи с хосписом,
- семья не могла правильно давать лекарственные препараты и/или ухаживать за пациентом,
- необходимость во введении большого количества препаратов,
- введение лекарственных препаратов занимало у семьи слишком много времени.

Действия и предложения хосписной службы для улучшения помощи больному на дому:

- сильнее вовлекать семью в уход за пациентом – привлекать родственников, которые до этого не были вовлечены в уход, или нанять сиделку/медсестру, если финансовые возможности позволяют,
- предоставление спецоборудования,
- увеличение времени, проводимого работниками хосписа у пациента

- использование помп для введения лекарственных препаратов на дому (семье проще вводить препараты),

- увеличение числа сестринских визитов к пациенту плюс визиты священнослужителя,

- визиты врача на дом к пациенту,
- переход на инъекционное введение препаратов.

Трудности при поступлении в стационар:
- отсутствие койко-места в стационаре,

- семья испытывает сильное чувство вины, так как дала обещание пациенту не отправлять его в хоспис.

Работники хосписа, на визитах к пациентам, регулярно оценивали состояние каждого больного и выявляли признаки ухудшения состояния и качество домашнего ухода, такие как:

- нарастание интенсивности симптомов, таких как боль, одышка, спутанность сознания, неустойчивость походки и падения,

- тревожным признаком было несоответствие оценки состояния больного семьей и работниками хосписа, навещающих больного дома (пример: семья говорит, что справляется хорошо, а работники хосписа во время визитов видят, что пациент не ухожен, и лекарства даются ему нерегулярно),

- усиление болевого синдрома купировалось увеличением дозы обезболивающего, или назначался визит врача с целью оценки болевого синдрома и оптимизации терапии.

Выводы: не всегда всё идет по плану, и не всегда волю пациента (умереть дома или умереть в стационаре) удается выполнить. Обстоятельства меняются, и часто сам пациент или его семья изменяют свои решения.

Часто пациент хочет находиться в стационаре, но умереть дома, или находиться дома, но умереть в стационаре. Как обеспечить это в условиях быстрого ухудшения состояния – вопрос нерешенный.

В следующих исследованиях ученые планируют выяснить, как точно определить правильное время для перевода пациента из дома в стационар в условиях резкого ухудшения состояния.

Susan Lysaght Hurley, PhD,
Neville Strumpf, PhD,
Frances K. Barg, PhD,
Mary Ersek, PhD

Источник