Взгляд ребенка на смерть

Источник Thewarmplace.org

Каждый ребенок воспринимает смерть по-своему. На это влияют опыт общения с умирающими, возраст ребенка, его эмоциональное развитие и отношение к смерти окружающих его людей. Информация о смерти поступает к ребенку из многих источников: мультфильмов, фильмов, телепередач, видеоигр и книг. Не всем взрослым людям просто воспринимать смерть как естественную часть жизни, и их страхи и заблуждения о смерти передаются детям. Но если воспринимать этот процесс как нечто естественное, то намного легче избавиться от страхов и растерянности.

В зависимости от возраста, дети по-разному воспринимают смерть.

От 0 до 1 года. В этом возрасте у ребенка нет сформировавшегося восприятия ухода в другой мир.

Однако дети остро реагируют на разлуку с родителями, болезненные процедуры и нарушение привычного режима дня. Неизлечимо больной младенец нуждается в таком же объеме помощи и ухода (физического и эмоционального), как и ребенок любого другого возраста. Как для ребенка, так и для его семьи важно соблюдать привычный режим. В таком раннем возрасте дети не могут выразить свои ощущения словами, и их потребность в чем-либо, как и страх, выражаются лишь плачем.

1-3 года. Для ребенка в этом возрасте смерть еще не имеет большого значения. Больше всего беспокойства ему передается от окружающих взрослых, которые испытывают сильные отрицательные эмоции. Когда родители расстроены, в депрессии, напуганы или злы, ребенок воспринимает эти эмоции и тоже расстраивается или пугается. Такие понятия как «смерть» или «навсегда» еще непонятны ребенку. Даже если он уже встречался со смертью родственника или домашнего питомца, он все еще не до конца понимает связь между жизнью и смертью.

3-5 лет. Дети дошкольного возраста уже начинают понимать, что смерть пугает взрослых. Ребенок может воспринимать смерть как что-то, что можно повернуть вспять, как в сказке. Детям этого возраста обычно говорят, что умерший человек попадает на небеса, и ребенку сложно бывает понять, что это навсегда, что всё живущее рождается и умирает и тот, кто умер, больше не будет есть, спать или дышать. Ребенок в 3-5 лет будет задавать много вопросов, почему и как случается смерть. Нужно постараться говорить правду об уходе в другой мир и не обманывать его, что умерший человек «спит». В некоторых случаях ребенок может решить, что его поступки и мысли являются причиной смерти кого-то близкого, и испытывать стыд и вину за это.

Если ребенок в этом возрасте серьезно заболевает, он может принять болезнь за наказание за свои действия и мысли. Ему сложно понять, почему родители не смогли защитить его от болезни.

Особенному риску подвержены братья и сестры заболевшего ребенка, они очень часто винят себя в случившемся. Задача взрослого понять, что происходит, успокоить и дать верное объяснение.

5-11 лет. У детей школьного возраста уже более реалистичный взгляд на понятие смерти. Ребенок может персонифицировать смерть в виде ангела, скелета или призрака. У этом возрасте появляется понимание, что смерть – это навсегда и необратимо. Ребенка могут интересовать подробности смерти как физического процесса, что происходит с телом после смерти. Он начинает бояться своей собственной смерти из-за неизвестности, что будет после. Боязнь неизвестности, отсутствие контроля над ситуацией, расставание с семьей и друзьями – основные источники беспокойства ребенка, связанные со смертью в дошкольном возрасте.

11-15 лет. Как и у любого человека в любом возрасте, на восприятие смерти подростком оказывает влияние предыдущий опыт и степень эмоционального развития. Большинство в этом возрасте точно знает, что смерть – это необратимое состояние и на это не влияет наличие или отсутствие предыдущего опыта смерти родственника или домашнего питомца. Отличие от взрослого в том, что многие подростки сохраняют ощущение собственной неуязвимости и бессмертия. Они с трудом принимают тот факт, что и они смертны, так как в этом возрасте происходит самоидентификация, осознание независимости, понимание своего места в жизни – а смерть все это отменяет. По этой причине подростки часто отказываются признавать факт собственной смертности. Переполняющие их чувства и противоречия могут мешать взаимодействию с родителями и друзьями.

Еще один значимый для подростка аспект – это внешний облик. Смертельная болезнь и/или побочные эффекты от проводимого лечения могут существенно изменять внешность. Подростку такие изменения принять намного труднее, чем взрослому, что влечет за собой чувство одиночества, страха и злость.

Родителям важно помнить, что в каждом возрасте ребенок реагирует на смерть по-своему. Ребенок любого возраста крайне нуждается в поддержке, чтобы его кто-то выслушал и помог преодолеть страх.

Источник

Как говорить с ребенком о смерти

Когда дети переживает гибель того, кого они любят, у них возникает множество вопросов. И степень понимания 5-ти основных понятий в теме смерти зависит от их возраста. Став взрослыми, мы можем помочь им разобраться в этих вопросах, говоря о следующих фактах.

Универсальность - Все живые существа, в том числе мы сами, в конце концов умирают, никто не может избежать смерти.

Вопросы для обсуждения универсальности смерти:

  • Все ли умирают?
  • Умирают ли дети и животные?
  • Могу ли я или люди, которых я знаю, избежать смерти?
  • Может ли случиться так, что я или кто-то другой умрет в любое время?

Необратимость - Смерть нельзя повернуть вспять по волшебству, лекарством, специальной едой или водой или другими способами.

Вопросы для обсуждения необратимости:

  • Как долго ты остаешься мертвым?
  • Могут ли мертвые люди оживать снова?
  • Есть ли что-нибудь, что мы можем сделать, чтобы оживить кого-то?

«Прекращение функционирования» - Смерть останавливает все движения, чувства, ощущения и мысли.

Вопросы для обсуждения:

  • Можете ли вы почувствовать горячее и холодное, услышать шумы, и видеть, когда вы мертвы?
  • Спят ли мертвые люди?
  • Есть ли умершие люди, которые продолжают расти?

Причинность - Почему люди умирают. Маленькие дети склонны приписывать смерть внешним причинам, таким как оружие или несчастные случаи, в то время как более старшие дети признают и внутренние — старость или болезнь.

Вопросы для обсуждения причинности:

  • Почему люди умирают?
  • Что стало причиной смерти человека, которого любит ребенок?
  • Может кто-то умирает, потому что кто-то другой хотел, чтобы тот умер?
  • Может кто-то живет только потому, что кто-то хочет, что он жил?

Духовность – психологическая и эмоциональная способность искать ответы на вопросы о том, что происходит после смерти.

Вопросы для обсуждения духовности:

  • Куда уходит душа, когда ты умираешь?
  • Смогу ли я когда-нибудь вернуться к жизни снова?
  • Несмотря на то, что мое тело умирает, попадет ли моя душа в лучшую жизнь?

Все эти понятия важны для ребенка, который пережил смерть близкого человека, чтобы понять это и принять. Став взрослыми, мы должны быть осторожными, очень честными и прямым при обсуждении этих вопросов с горюющими детьми.

Источник